Регистрация
 
Начала, заложенные в детстве человека, походят на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие развертывающиеся с ним, составляющие неотъемлемую часть его
Виктор Гюго
копилка
Родители
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайтаhttps://www.marina-muchina.ru/
Показать код баннера

чат доступен
только пользователям

На форумах нет сообщений
Сейчас на сайте: 1
Интернет-сообщество педагогов Я - Учитель!
Учительский портал
Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
5
Главное изображение

Воздействие шума на ученика и учителя

Говоря о психогигиенической обстановке в школе, нельзя обойти вниманием такой существенный фактор, как шум. Слабый уровень звукового фона (субпороговый) человек не воспринимает – но он ему просто необходим. Абсолютно бесшумная обстановка плохо влияет на психику человека, поскольку полная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

Но вот сильный шум, как показывают специальные исследования и повседневные наблюдения, повышает отвлекаемость, снижает концентрацию внимания, работоспособность, увеличивает вероятность утомления, а при длительном и постоянном воздействии – риск развития астеноневротических состояний, депрессии, хронической усталости. 

Шум нарушает отношения между людьми, повышая уровень нервозности, агрессивности, конфликтности. Он ухудшает течение некоторых заболеваний.

Физические и психические реакции организма на звуковое возбуждение разнообразны и во многом зависят от индивидуальной чувствительности, психического и физического состояния человека. Неприятное воздействие шума сильнее сказывается на умственной работоспособности, чем на физической. Неожиданное возникновение интенсивного шума всегда нарушает деятельность и приводит к временному снижению производительности труда, если задание носит психомоторный или интеллектуальный характер.

Шум в классе также может отрицательно влиять на работоспособность школьников. Доказано, что шум оказывает неблагоприятное влияние на функциональное состояние всех физиологических систем организма человека и на его работоспособность. Степень же этого влияния связана с уровнем звукового давления и частотой звука. Считается, что шум до 40 дб не вызывает отрицательных изменений в функциональном состоянии центральной нервной системы. На обычных же уроках в классе шум достигает обычно 50–80 дб, частота его колеблется в пределах 500–2000 гц.

Кроме того, многие звуки могут отвлекать внимание ребенка, мешать сосредоточиться на выполнении задания. Порой дети дома делают уроки при включенном телевизоре, под громкую музыку с выраженным ритмом, песни. Времени на выполнение домашних заданий уходит намного больше, а эффективность занятий снижается. Но это не значит, что работать можно только в полной тишине. Да и как ее обеспечить в реальных условиях?

Многие люди, занимающиеся умственным трудом, предпочитают работать под тихую, плавную музыку. С древних времен музыка (как, впрочем, и цвет) является испытанным средством воздействия на настроение, психоэмоциональное состояние, психическую активность человека, способствующим достижению полезных результатов в его деятельности. Однако проведенные специальные исследования показывают, что эмоциональное восприятие звуковых воздействий и цвета (а также их сочетания) у человека весьма индивидуально. По-видимому, оно зависит от ранее сформированных динамических стереотипов, которые находят свое отражение в индивидуальных электроэнцефалограммах и вегетативных реакциях, их устойчивости или иных характеристиках. Так что подбор музыкального сопровождения для умственной работы имеет эмпирический характер и определяется индивидуальными особенностями восприятия музыки.

Дети более чувствительны к шуму, чем взрослые, поэтому в школах должны предусматриваться специальные акустические мероприятия, препятствующие усилению звука, его распространению. Школы обычно располагают вдали от транспортных магистралей, при их строительстве используют звукозащитные материалы, обсаживают здание деревьями и кустарниками. Шум в 50–60 дБ приводит к повышению порога слуховой чувствительности и к ухудшению функционального состояния ЦНС, поэтому допустимый уровень шума при расчете звукоизоляции для классных помещений не должен превышать 40 дБ.

Стремясь оградить нервную систему учащихся от чрезмерного внешнего шума, надо не забывать о более актуальной задаче – уменьшении внутреннего шума от чрезмерно громких разговоров, криков. Шум в школе, особенно на перемене, значительно превышает допустимые показатели. С этих позиций следует осторожно относиться к включению на переменах радиотрансляции, особенно повышенной громкости.

Некоторые аспекты, касающиеся неблагоприятного воздействия шума на учащихся, связаны с воспитательными задачами. Очевидный вред слуху и здоровью школьников наносит постоянное прослушивание музыки через наушники, особенно при повышенной громкости. Характер прослушиваемых произведений и качество звучания часто приближают звук в наушниках к шуму с сильным ритмическим компонентом. В сочетании с повышенным уровнем шума в школе, а нередко и дома это приводит к сильной перегрузке слухового анализатора, а следовательно, к перевозбуждению центральной нервной системы, изменениям психического состояния, снижению адаптационных ресурсов организма. Задача учителя, классного руководителя – донести до сознания учащихся потенциальный вред для их здоровья от такого сильного звукового воздействия.

Статья из журнала "Здоровье детей"

Комментарии: