Регистрация
 
Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению
Жан-Жак Руссо
копилка
Родители
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайтаhttps://www.marina-muchina.ru/
Показать код баннера

чат доступен
только пользователям

На форумах нет сообщений
Сейчас на сайте: 1
Интернет-сообщество педагогов Я - Учитель!
Учительский портал
Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
5
Главное изображение

Как победить неврозы

Несоблюдение элементарных норм гигиены умственного труда и отдыха может стать началом весьма ощутимого расстройства здоровья. 

Сам умственный труд не является болезнетворным, однако при умственно-эмоциональном напряжении начинают появляться клинические признаки патологического состояния. В начальных стадиях это – эмоциональное возбуждение, потом – временное снижение устойчивости некоторых психических процессов и параметров памяти, внимания, координации движений, умственной работоспособности. Переутомление накапливается и переходит в хроническое лишь при слабых навыках организации умственного труда и нарушениях гигиены отдыха: создается «задолженность» в отдыхе, пласт остаточного утомления.

Если усталость – это лишь субъективное чувство, ее нельзя рассматривать как патологическое явление, то утомление – это уже защитная реакция организма, когда превышены его возможности. Степень утомления можно «посчитать» по тому, как уменьшается точность работы, замедляется темп умственной деятельности, возрастает число ошибок.

На следующей стадии усиливается артериальное давление, учащается пульс, усиливается раздражительность, нарушается концентрация внимания. Отмечаются тремор (дрожь) пальцев рук, потливость ладоней, нарушается терморегуляция. В этом состоянии балансировка физиологических функций организма неустойчива и может сместиться в сторону ухудшения, например, при дополнительной умственной нагрузке, организм истощается. Клинически это характеризуется бессонницей, потерей работоспособности, головными болями, апатией, депрессией и пр.

Определенную роль в формировании неврозов у школьников играет, помимо нерациональной организации труда и отдыха, и сама предрасположенность личности к переутомлению: повышенная эмоциональная неустойчивость (например, неуверенность в себе), низкий самоконтроль эмоций, а также психотравмирующие факторы, связанные с неблагоприятной семейно-бытовой обстановкой или учебной ситуацией.

Неврозы имеют психогенную природу и тесно связаны с особенностями личности учащихся. Неврастения у детей проявляется общеизвестными симптомами «раздражительной слабости». На поздних стадиях возможны головные боли, бессонница и некоторые изменения в работе сердечно-сосудистой системы: боли и покалывания в области сердца, нарушение ритма, кратковременный подъем артериального давления...

Поэтому важной профилактикой нервно-психического переутомления является формирование поступательного достижения целей с выработкой у школьника чувства удовлетворенности сделанным.

Переутомление нервной системы часто наступает вследствие «долбления в одну точку», о котором И.П. Павлов говорил, что оно вызывает перенапряжение тормозных процессов. В конечном счете нервная система на прямолинейную, «лобовую» подачу информации отвечает охранительным торможением.

Такой «снотворный эффект» вызывает знакомая многим школьникам зубрежка. Против бессмысленности «бурсацкого зубрения» выступал еще Д.Е. Писарев: «Запоминать и зубрить – это два совершенно различные процесса, и каждый из этих процессов имеет свои специфические приемы... Запоминать – значит вглядываться в смысл мысли и отдавать себе отчет в том, каким образом одна мысль связывается с другою или вытекает из нее. Зубрить, напротив того, – значит приучать свой язык, свои губы и все другие органы слова к тому, чтобы они выделывали бойко, безошибочно и в неизменной последовательности тот длинный ряд сложных движений, который соответствует писаным или печатным словам данного урока... Зубрило быстро вышептывает одно за другим роковые слова урока; чем сильнее становится его зубрильный пафос, тем яростнее шевелятся губы, тем громче произносятся слова и тем неукротимее качается туловище; зубрило шалеет, глаза его мутятся, и весь он становится похож на человека, опившегося дурманом, или на дервиша, закружившегося до помрачения рассудка».

Другой разновидностью неврозов является истерический невроз, как правило, развивающийся у лиц «художественного типа». В клинике он проявляется как характерологическими расстройствами, так и истерией. Последняя может наблюдаться у детей вследствие повышенного нервного восприятия. Зачастую это все-таки результат изнеживающего, тепличного воспитания. «Кумиру семьи» (так психогигиенисты определяют такого ребенка) в семье все позволено, он привыкает «топать ножкой» на родителей с детства, выпрашивая то игрушку, то сладости. Затем его жизнь превращается в сплошную погоню за удовольствиями, и, если ему отказывают в них, ребенок впадает в истерику.

Формируется и своеобразное заострение характера: повышенные амбиции, эгоцентризм, чрезмерно развитая самовнушаемость, инфантилизм.

Нередко наблюдаются так называемые реакции протеста, которые могут у детей протекать в виде стремления делать все назло родителям. Активный тип таких реакций иногда выражается в подсознательном сопротивлении нежелаемому. Так, у многих школьников отмечаются агрессивные состояния, взрывы аффекта, психогенные боли в животе в ответ на требования родителей и педагогов аккуратно посещать школу, четко выполнять все домашние задания. У некоторых детей реакция на школу может выражаться пассивным протестом – уходом в себя, неподчинением требованиям окружающих. В последующем такие дети могут проявлять излишнюю возбудимость, капризность, недовольство, раздражительность. В школе они невнимательны, нарушают дисциплину, резко реагируют на замечания учителя, начинают отставать в учебе.

Психастения среди учащихся встречается реже, чем истерия и неврастения. При анализе семейных взаимоотношений выявляется противоречивость воспитания, формирующая двойственность характера, нерешительность. Часто тревожно-мнительный характер ребенка является следствием повышенной опеки родителей, которые подавляют инициативу школьника. Еще в малолетнем возрасте такие дети склонны к навязчивым мыслям и действиям. Страхи и опасения у них возникают приступообразно, а фабула опасений связана с родительскими угрозами («Не заберет ли милиционер?», «Не умрет ли бабушка?», «Не убьет ли шаровая молния?» и т.п.).

«Мимозоподобность» психики требует постоянного разубеждения, психотерапии, основанной на внушении ребенку необоснованности опасений. В рамках невроза могут возникать страхи перед аудиторией, боязнь отвечать в классе, навязчивые сомнения (пойти в школу или нет, начать разговор с учителем или нет и т.п.).

У школьников с недооценкой своего «я», тревожно-мнительных и неуверенных надо воспитывать убежденность в собственных силах, тренировать их поведение в условиях жизни коллектива, чему хорошо помогают игры, спортивные соревнования, туристические походы...

Астеничные дети нуждаются в соблюдении режима труда и отдыха, тщательной дозировке заданий, постоянном поощрении сделанного, соотнесении задуманного с реальными возможностями ученика. 

Статья из журнала "Здоровье детей"

 

Комментарии: