Регистрация
 
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать
Ян Амос Каменский
копилка
Родители
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайтаhttps://www.marina-muchina.ru/
Показать код баннера

чат доступен
только пользователям

На форумах нет сообщений
Сейчас на сайте: 1
Интернет-сообщество педагогов Я - Учитель!
Учительский портал
Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
5
Главное изображение

Бегом от сколиоза

По данным современных исследований, в последние десятилетия отмечается угрожающее увеличение числа детей и подростков с различными заболеваниями. Эта информация поступает от врачей, журналистов, социологов. Но важно знать, что при этом у значительной части детей с заболеваниями внутренних органов одновременно обнаруживаются и нарушения осанки. Это вполне закономерно, поскольку форма позвоночного столба и других элементов скелета, от которых зависит осанка, во многом определяет возможности нормального функционирования внутренних органов.

Возникающие при нарушениях осанки затруднения в их работе постепенно приводят к возникновению различных заболеваний, тяжесть которых возрастает по мере ухудшения состояния позвоночника. 

В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно еще до школы. Мебель – стол, стул – должна соответствовать росту ребенка. Уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы. Холодные обтирания не только закаляют, но и способствуют повышению тонуса мышц. Большое значение имеет правильное питание с достаточным содержанием полноценных веществ – белков, витаминов, минеральных веществ.

С началом обучения особое внимание взрослых должно быть обращено на создание ребенку благоприятной рабочей обстановки – для выполнения школьных домашних заданий, для чтения, компьютерных игр и любых других занятий. Прежде всего необходимо позаботиться, чтобы ребенку было удобно сидеть, а для этого надо подобрать мебель, подходящую по росту. Проверить это просто: крышка стола должна быть на 2–3 см выше локтя сидящего ребенка, сиденье стула – на уровне коленного сустава.

Рациональная подготовка рабочего места поможет сэкономить время и обеспечить высокую работоспособность. До занятий нужно подготовить все необходимые пособия, убрать лишние вещи, чтобы не мешали и не отвлекали. Книгу, тетрадь и все то, с чем работают в настоящий момент, удобнее положить перед собой, посередине; предметы, которые могут понадобиться (линейка, карандаш, чистая бумага и др.), положить слева от себя; а то, что уже не нужно (черновики, тетради с выполненными заданиями и др.), можно складывать в правом углу стола или убирать с рабочего места. Если ребенок пишет правой рукой, естественный свет через окно должен падать слева. Настольную лампу также нужно ставить в левом углу стола, оптимальная лампочка для нее – 75 Вт.

Чтобы проверить осанку у ребенка, необходимо внимательно осмотреть его спину, раздев до плавок. Попросите ребенка стать в привычную позу с одинаковой нагрузкой на обе ноги (ноги в коленях выпрямлены, пятки вместе, носки врозь), наклониться вперед. При этом подбородок нужно прижать к грудине, а кисти рук соединить перед собой. При осмотре со спины позвоночник должен быть прямым, с ровной линией выступающих остистых отростков. Даже незначительное искривление во всех случаях говорит об отклонении от нормы. О правильной осанке свидетельствует не только прямой позвоночник, но и одинаковый уровень надплечий, сосков, углов лопаток, глубина треугольников талии (углов, образуемых выемкой талии и свободно опущенной рукой), симметрия рельефа грудной клетки и поясничной области (при наклоне вперед). Кроме того, физиологические изгибы позвоночника (если смотреть сбоку) должны быть равномерно выражены и соответствовать толщине ладони ребенка.

Для предупреждения нарушения осанки и зрения необходимо также обращать внимание на следующее:

– при правильном положении стола и достаточном его освещении во время чтения и письма нормальным расстоянием от глаз до книги и тетради считается 30–35 сантиметров;

– очень важно следить за правильной позой, особенно во время письма. Оно у школьников младших классов вызывает наибольшее утомление. Дети начинают искать опору для головы и туловища, прислоняться грудью к краю стола, при этом затрудняются дыхание и кровообращение и, конечно, легко возникают дефекты осанки. Так как посадка наиболее сильно страдает при косом письме, то следует приучать детей писать с небольшим (10–15°) наклоном букв.

Школьникам очень важно чередовать умственный труд с отдыхом: в младших классах через каждые 25–30 мин. надо устраивать короткие, на 10 мин., перерывы для отдыха с простыми физическими упражнениями, которые быстро восстанавливают работоспособность, и обязательной гимнастикой для глаз.

Систематические занятия физической культурой и спортом – самое лучшее средство предупреждения нарушений осанки. Воспитание правильной осанки можно сравнить с выработкой особого вида условного двигательного рефлекса, который должен время от времени подкрепляться безусловным (похвалой, поощрением). Такими условными раздражителями для ребенка являются замечания и напоминания родителей и педагогов и понимание необходимости сохранения правильного положения тела. В свое время в юнкерских училищах сутулившимся подросткам привязывали к спине обыкновенную доску. Психологическое влияние одного часа такой экзекуции оказывалось достаточным для постоянной фиксации внимания на правильной осанке. А о стройности и осанке девушек-горянок сложены легенды, потому что они с детства носили кувшины с водой на голове. Такое упражнение, например, заменив кувшин толстой книгой, можно использовать и дома.

Исправление нарушений осанки дает хороший эффект только во время роста позвоночника, позднее сделать что-нибудь очень трудно. Отлично, если ребенок занимается спортом, но далеко не все виды спорта могут принести пользу при уже имеющемся искривлении позвоночника, особенно если они связаны с выполнением асимметричных движений. Некоторые виды спорта связаны со значительными нагрузками на позвоночник: тяжелая атлетика, прыжки в высоту, борьба, легкоатлетическое метание. Во время игры в теннис, гольф, бадминтон приходится резко поворачивать туловище. Фехтование, бокс, теннис и другие «несимметричные» виды спорта, если в методику занятий не вносить поправки за счет общеразвивающих упражнений, могут оказаться неподходящими для слабых мышц спины и туловища. Езда на велосипеде с низко расположенным рулем способствует формированию круглой спины, если не давать компенсирующих упражнений для тренировки мышц – разгибателей спины. Хоккей, футбол, спортивная гимнастика опасны для искривленного позвоночника при толчках, ударах, падениях.

Для исправления нарушений осанки полезно сочетать специальные корригирующие упражнения с плаванием, но не любым способом, а лучше всего брассом на груди и на спине, когда движения рук и ног выполняются одновременно и симметрично. Рекомендуются бег по мягкому основанию, например по песку, прогулки по лесу, поездки на велосипеде, передвижение на лыжах без палок или с одновременным отталкиванием палками.

 

В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно еще до школы. Мебель – стол, стул – должна соответствовать росту ребенка. Уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы. Холодные обтирания не только закаляют, но и способствуют повышению тонуса мышц. Большое значение имеет правильное питание с достаточным содержанием полноценных веществ – белков, витаминов, минеральных веществ.

С началом обучения особое внимание взрослых должно быть обращено на создание ребенку благоприятной рабочей обстановки – для выполнения школьных домашних заданий, для чтения, компьютерных игр и любых других занятий. Прежде всего необходимо позаботиться, чтобы ребенку было удобно сидеть, а для этого надо подобрать мебель, подходящую по росту. Проверить это просто: крышка стола должна быть на 2–3 см выше локтя сидящего ребенка, сиденье стула – на уровне коленного сустава.

Рациональная подготовка рабочего места поможет сэкономить время и обеспечить высокую работоспособность. До занятий нужно подготовить все необходимые пособия, убрать лишние вещи, чтобы не мешали и не отвлекали. Книгу, тетрадь и все то, с чем работают в настоящий момент, удобнее положить перед собой, посередине; предметы, которые могут понадобиться (линейка, карандаш, чистая бумага и др.), положить слева от себя; а то, что уже не нужно (черновики, тетради с выполненными заданиями и др.), можно складывать в правом углу стола или убирать с рабочего места. Если ребенок пишет правой рукой, естественный свет через окно должен падать слева. Настольную лампу также нужно ставить в левом углу стола, оптимальная лампочка для нее – 75 Вт.

Чтобы проверить осанку у ребенка, необходимо внимательно осмотреть его спину, раздев до плавок. Попросите ребенка стать в привычную позу с одинаковой нагрузкой на обе ноги (ноги в коленях выпрямлены, пятки вместе, носки врозь), наклониться вперед. При этом подбородок нужно прижать к грудине, а кисти рук соединить перед собой. При осмотре со спины позвоночник должен быть прямым, с ровной линией выступающих остистых отростков. Даже незначительное искривление во всех случаях говорит об отклонении от нормы. О правильной осанке свидетельствует не только прямой позвоночник, но и одинаковый уровень надплечий, сосков, углов лопаток, глубина треугольников талии (углов, образуемых выемкой талии и свободно опущенной рукой), симметрия рельефа грудной клетки и поясничной области (при наклоне вперед). Кроме того, физиологические изгибы позвоночника (если смотреть сбоку) должны быть равномерно выражены и соответствовать толщине ладони ребенка.

Для предупреждения нарушения осанки и зрения необходимо также обращать внимание на следующее:

– при правильном положении стола и достаточном его освещении во время чтения и письма нормальным расстоянием от глаз до книги и тетради считается 30–35 сантиметров;

– очень важно следить за правильной позой, особенно во время письма. Оно у школьников младших классов вызывает наибольшее утомление. Дети начинают искать опору для головы и туловища, прислоняться грудью к краю стола, при этом затрудняются дыхание и кровообращение и, конечно, легко возникают дефекты осанки. Так как посадка наиболее сильно страдает при косом письме, то следует приучать детей писать с небольшим (10–15°) наклоном букв.

Школьникам очень важно чередовать умственный труд с отдыхом: в младших классах через каждые 25–30 мин. надо устраивать короткие, на 10 мин., перерывы для отдыха с простыми физическими упражнениями, которые быстро восстанавливают работоспособность, и обязательной гимнастикой для глаз.

Систематические занятия физической культурой и спортом – самое лучшее средство предупреждения нарушений осанки. Воспитание правильной осанки можно сравнить с выработкой особого вида условного двигательного рефлекса, который должен время от времени подкрепляться безусловным (похвалой, поощрением). Такими условными раздражителями для ребенка являются замечания и напоминания родителей и педагогов и понимание необходимости сохранения правильного положения тела. В свое время в юнкерских училищах сутулившимся подросткам привязывали к спине обыкновенную доску. Психологическое влияние одного часа такой экзекуции оказывалось достаточным для постоянной фиксации внимания на правильной осанке. А о стройности и осанке девушек-горянок сложены легенды, потому что они с детства носили кувшины с водой на голове. Такое упражнение, например, заменив кувшин толстой книгой, можно использовать и дома.

Исправление нарушений осанки дает хороший эффект только во время роста позвоночника, позднее сделать что-нибудь очень трудно. Отлично, если ребенок занимается спортом, но далеко не все виды спорта могут принести пользу при уже имеющемся искривлении позвоночника, особенно если они связаны с выполнением асимметричных движений. Некоторые виды спорта связаны со значительными нагрузками на позвоночник: тяжелая атлетика, прыжки в высоту, борьба, легкоатлетическое метание. Во время игры в теннис, гольф, бадминтон приходится резко поворачивать туловище. Фехтование, бокс, теннис и другие «несимметричные» виды спорта, если в методику занятий не вносить поправки за счет общеразвивающих упражнений, могут оказаться неподходящими для слабых мышц спины и туловища. Езда на велосипеде с низко расположенным рулем способствует формированию круглой спины, если не давать компенсирующих упражнений для тренировки мышц – разгибателей спины. Хоккей, футбол, спортивная гимнастика опасны для искривленного позвоночника при толчках, ударах, падениях.

Для исправления нарушений осанки полезно сочетать специальные корригирующие упражнения с плаванием, но не любым способом, а лучше всего брассом на груди и на спине, когда движения рук и ног выполняются одновременно и симметрично. Рекомендуются бег по мягкому основанию, например по песку, прогулки по лесу, поездки на велосипеде, передвижение на лыжах без палок или с одновременным отталкиванием палками.

Статья из журнала "Здоровье детей"

Комментарии: