Регистрация
 
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию
Лев Николаевич Толстой
копилка
Родители
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайтаhttps://www.marina-muchina.ru/
Показать код баннера

чат доступен
только пользователям

На форумах нет сообщений
Сейчас на сайте: 1
Интернет-сообщество педагогов Я - Учитель!
Учительский портал
Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
5
Главное изображение

Санитарно-гигиенические нормы в школе

Все гигиенические условия регламентированы Санитарными правилами и нормами (СанПиНами). Влияние этих факторов на здоровье школьников составляет до 30% всех внутришкольных воздействий.

В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять органолептически (с помощью своих органов чувств) явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока, и по возможности менять их в лучшую сторону – самому или с помощью администрации школы, других учителей, медиков. Потому что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья учащихся на 11%.

Условия освещенности

Ученые Калифорнийского университета пришли к выводу, что в хорошо освещенном солнцем помещении с большими окнами учащиеся гораздо лучше запоминают новый материал, проводят математические вычисления, успешнее сдают экзамены. Дневной свет стимулирует работу мозга.

По мере изменения естественной освещенности в течение дня и года учителю нужно как можно точнее определять время включения искусственных источников света, учитывая, что уровни освещенности в первом ряду парт в 3–4 раза выше, во втором – в 1,5–2 раза выше, чем в третьем ряду. Это определяет раздельность и последовательность включения искусственного освещения: в первую очередь включаются светильники третьего ряда, затем – второго и, наконец, – первого. Сочетание искусственного и естественного освещения оценивается некоторыми физиологами как неблагоприятное для зрения, поэтому следует по возможности использовать дневной свет.

Исследования ученых-гигиенистов показали, что уровень освещенности оказывает значительное влияние на работоспособность и состояние зрительной функции. При плохой освещенности (30 лк) у школьников очень быстро наступает утомление зрительного аппарата и начинает снижаться острота зрения (уже после первого урока), а после четвертого урока она падает по сравнению с уровнем до уроков на 20–22%.

Если аналогичная работа выполняется при хорошей освещенности (100 лк), то острота зрения снижается незначительно. Наилучшие результаты были получены при освещенности 200 лк. От уровня освещенности зависит и качество работы. При освещенности в 400 лк число безошибочных работ у учащихся равнялось 70%, а при 100 и 50 лк – соответственно 47 и 37%.

Помимо освещенности, на работоспособность существенно влияют также и другие характеристики световой обстановки в классе: мелькающий, слепящий свет, неравномерность освещения рабочего места.

На работоспособность школьников оказывает также влияние и цветовая гамма окружающих предметов в классе: окраска стен, мебели, цвет штор на окнах и т.д. При одной и той же мощности источников света светлые, теплые тона повышают освещенность в помещении и способствуют повышению работоспособности. К тому же цвет окружающих предметов играет и определенную психогенную роль.

Комната для занятий должна быть светлой (лучше окнами на юг), теплой (18–21о С), легко проветриваемой. Свет из окна на стол (парту) должен падать слева, если у ребенка рабочая рука – правая. Если же ребенок пишет и рисует левой рукой, то при работе свет должен падать с правой стороны. Тогда рука не будет загораживать свет и вызывать излишнее напряжение глаз.

Задача учителя – следить, чтобы все светильники в классе горели, и сразу требовать у администрации замены перегоревших ламп. Недопустимо также, чтобы люминесцентные лампы жужжали, даже слабо.

Расположение классных помещений таково, что дневной свет падает на парты слева. Учитель должен не только вовремя включать искусственное освещение, но и следить за тем, чтобы и в этом случае рабочие места школьников были правильно освещены, то есть чтобы основной поток света падал слева.

Воздушно-тепловой режим

От температуры в помещении и других характеристик воздуха, который окружает человека, которым он дышит, во многом зависят как актуальное психофизиологическое состояние (ощущение комфорта, работоспособность, темп нарастания утомления и т.п.), так и риск ухудшения здоровья. Воздух помещений школы во время проведения занятий изменяет свои физические, химические и биологические качества. Помимо углекислого газа, который выдыхает каждый человек, организм выбрасывает в воздух еще более 200 химических соединений – антропогенных веществ. Основу этого «букета» составляют метан, этан, уксусная и муравьиная кислота, а также аммиак, ацетон, метиловый этиловый спирт, сероводород, меркаптан, хлорсодержащие соединения и бензол. Часть этих «воздушных отходов» гигиенисты именуют одним жестким словом «антропотоксины», то есть человеческие яды. Они обладают токсическими, аллергизирующими свойствами и раздражающим действием, неприятны по органолептическим свойствам.

От этого фактора существенно зависит функциональное состояние основных физиологических систем, с которыми связана работоспособность школьников. Оптимальной температурой воздуха для учебной работы в классе является 18–20 градусов С. Температура воздуха выше 23–25 градусов С вызывает у человека повышение температуры тела и кожи, сближение температур открытых и закрытых участков тела, увеличение частоты дыхания и сердечных сокращений, снижение артериального давления и другие изменения. Это сопровождается снижением работоспособности, падением производительности труда, плохим самочувствием. Длительное систематическое воздействие высоких температур у неакклиматизированного ребенка может привести к заболеваниям.

Высокая температура в классах (до 26о С) вызывает у школьников напряжение процессов терморегуляции, резкое снижение работоспособности к концу уроков. Если при занятиях в классе в условиях комфортной температуры воздуха число ошибок в дозированной работе нарастало к концу уроков в среднем на 30%, то при работе в дискомфортных условиях – на 57–80%.

Во время занятий в классе наряду с повышением температуры и влажности воздуха ухудшаются его физико-химические свойства. В частности, увеличивается концентрация углекислоты, скапливаются аммиак и другие органические вещества, а также изменяется ионный состав воздуха. Начинают преобладать положительные и тяжелые ионы, которые отрицательно влияют на работоспособность. В связи с этим понятно, насколько важна интенсивная аэрация классов и других школьных помещений.

Еще более отчетливо влияние воздушно-температурных условий на работоспособность школьников проявляется при занятиях физической культурой, потому что само по себе выполнение физических упражнений сопровождается повышенным выделением тепла работающими мышцами. На функциональное состояние организма при выполнении физической работы существенно влияют температура, влажность и скорость движения воздуха. Поэтому необходимо уделять особое внимание соблюдению гигиенических условий для занятий:

– площадь помещения должна составлять не менее 4 м2 на одного занимающегося;

– температура, влажность воздуха до и после урока – 15–17о С (для детей спецмедгруппы на 2о С выше гигиенических норм), относительная влажность – 30–60%. К концу урока температура повышается на 2–3о С;

– вентиляция зала, ее тип, исправность (вытяжная искусственная вентиляция включается во время перемены, естественная – через фрамуги и форточки, используется в перерыве между занятиями, а в теплое время года – на занятиях, сквозное проветривание в отсутствие детей через фрамуги и дверь, не реже 3 раз в день);

– освещение – естественное (чистота стекол), искусственное (лампы накаливания, люминесцентные лампы), сила света на уровне пола – 50 люкс;

– санитарное состояние зала и оборудования (режим уборки, ее качество);

– оборудование раздевалок для девочек, мальчиков (крючки, плечики для одежды, скамейка для переодевания, туалет с умывальником, душ) (обращайте внимание на их исправность);

– спортивная форма, ее комплект (обувь, носки, тренировочные трусы, майки, предметы личной гигиены – полотенце, мыло);

– наличие и выполнение правил внутреннего распорядка.

При обеспечении условий для занятий физической культурой следует учитывать, что при физической нагрузке в несколько раз увеличиваются потребление кислорода из окружающего воздуха и выделение организмом углекислого газа. «Коэффициент полезного действия» мышц не превышает 20%, т.е. непосредственно на механическую работу затрачивается лишь около 20% расходуемой энергии. Остальное преобразуется в тепло, которое еще нужно выводить из организма наружу, что тоже требует затрат энергии.

При низкой температуре воздуха повышается кислородный запрос, способность мышц к расслаблению снижается, что может вызвать травму, особенно если не проводилась надлежащая разминка. При высокой температуре воздуха, тем более в сочетании с повышенной влажностью, физиологические реакции организма на мышечную работу изменяются вследствие затруднения теплоотдачи. Поэтому при проведении занятий необходимо обращать внимание на внешние признаки утомления, которые, как правило, отражаются и на поведении занимающихся, вызывают нарушения координации движений. Наиболее типичные внешние признаки утомления: побледнение или покраснение кожи лица; затруднение дыхания, иногда переходящее в одышку; большее или меньшее увеличение потливости.

Обеспечить оптимальные микроклиматические условия помещений можно только при наличии в здании эффективных систем вентиляции и отопления, правильной их эксплуатации. В школах применяются две системы вентиляции: неорганизованный местный приток воздуха через форточки, фрамуги и канальная система вытяжки с естественным и механическим побуждением (вытяжная вентиляция и организованный приток свежего воздуха в двух вариантах – децентрализованный с неподогретым воздухом и централизованный с подогретым воздухом).

В течение урока температура в классе может повышаться на 3–4 градуса, что само по себе ухудшает условия для проведения занятий. Не менее важно, что резко ухудшается качество воздуха. Поэтому на каждой перемене учителю необходимо проводить интенсивное (сквозное) проветривание в отсутствие детей под контролем термометра. Критерием полного воздухообмена являются снижение температуры воздуха на 2–3 градуса и его субъективно ощущаемая свежесть. При этом охлаждения учащихся не происходит, так как в первые несколько минут урока температура восстанавливается.

Холодный воздух вытесняет теплый, поэтому недопустимо открывать форточки (фрамуги) в туалетах, так как холодный воздух из них будет вытеснять воздух туалета в рекреации, а затем и в классы. К этому же ведет направленная циркуляция холодного воздуха через входные двери первого этажа. Происходит не обновление воздуха, а перетекание его с первого этажа на второй, а затем и выше. По этой причине самая неблагоприятная воздушная среда – на верхнем этаже школы. Приток воздуха должен осуществляться с таким расчетом, чтобы он поступал в помещение с более высокой температурой и вытеснял последний через вытяжные каналы. Например, открытая в коридоре во время урока фрамуга обеспечивает приток свежей струи в классное помещение и удаление загрязненного воздуха через вытяжку, находящуюся в верхней его части.

Тепловой комфорт школьников обеспечивается при температуре воздуха в учебных помещениях +18...+20 градусов. При температуре +16...+17 градусов и +21...+22 градусов возникает умеренное напряжение терморегуляции. Если это происходит эпизодически, то считается допустимым и даже целесообразным для детей, потому что способствует тренировке терморегуляционной системы. Нахождение учащихся только в комфортных условиях задерживает возрастное становление этой системы, что, в свою очередь, является фактором риска, снижающим неспецифическую устойчивость к простудным заболеваниям. Но постоянное отклонение температуры воздуха от комфортных показателей неблагоприятно отражается на состоянии учащихся и повышает риск нарушений их здоровья.

В зимнее время основное внимание администрации школы и учителей сосредоточено на температуре воздуха («чтобы дети не замерзли»), что нередко приводит к повышению сухости, а это неблагоприятно сказывается на состоянии как учащихся, так и педагогов, особенно их голосовой функции. Есть простой способ повысить влажность воздуха: положить на батареи мокрые полотенца, нижний край которых опускают в сосуд с водой, чтобы быстро не высыхали. На переменах легко увлажнить и слегка очистить воздух с помощью опрыскивания помещения из бутылочки с простой насадкой, используемой на садовых участках. Оптимальные параметры влажности – 30–50% (допустимо 25–60%).

Проветривая помещение, мы очищаем воздух от внутренних загрязнителей, однако впускаем вредные вещества из атмосферы. Хорошо, если школа расположена в экологически чистой зоне, где нет крупных предприятий и автомагистралей, иначе внутреннее воздушное пространство «обогатится» окисью углерода, углеводородами, окислами азота, сернистым газом и выхлопными газами, содержащими свинец и бензопирен. С воздухом из форточки в помещение класса может быть занесена самая опасная разновидность пыли – цементная.

Чтобы этого не допустить, лучше использовать наружные системы кондиционирования и вентиляционные фильтры для очистки атмосферного воздуха, ставить воздухоочистители, кондиционеры, которые уменьшают концентрацию углеводородов, оксидов азота, аэрозолей, жировых туманов, а также взвешенных минеральных частиц.

Статья из журнала "Здоровье детей"

Документы(всего: 1)
Документы(всего: 1)

Комментарии: