Регистрация
 
Сила влияния нравственного выше всяких сил
Николай Васильевич Гоголь
копилка
Родители
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайтаhttps://www.marina-muchina.ru/
Показать код баннера

чат доступен
только пользователям

На форумах нет сообщений
Сейчас на сайте: 1
Интернет-сообщество педагогов Я - Учитель!
Учительский портал
Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
5
Главное изображение

Внимание-компонент психического здоровья

Термин внимание прочно вошел в повседневную речь, и с бытовой точки зрения мы хорошо понимаем его значение. А что же такое внимание с точки зрения психофизиологии? 

Все познавательные психические процессы – ощущение, восприятие, воображение, представление, память, мышление – имеют свое специфическое содержание. Внимание своего особого содержания не имеет и проявляется внутри всех познавательных процессов, направленных на объект. Внимание характеризует заинтересованность личности в объекте.

Внимание – это направленность сознания на какой-либо объект или явление и сосредоточенность на нем. Внимание тесно связано с установками, интересами и потребностями личности. При возрастании значимости объекта внимание становится более углубленным, степень сосредоточенности, концентрированности на нем резко повышается, изменяется образ самого объекта, который становится более четким, ясным. Следовательно, внимание осуществляет взаимосвязь личности и объекта. Также чем более значим объект, тем напряженнее идет работа сознания.

Основные свойства внимания
 

Концентрация. В психологической литературе под концентрацией внимания понимают избирательную направленность сознания на один или несколько предметов познания. При этом внимание концентрируется на существенной информации, а несущественная игнорируется. Концентрация внимания в таком случае состоит из двух взаимосвязанных частей – выделения существенного признака и отсеивания несущественных раздражителей.

Объем – это способность воспринимать определенный объем информации за короткий промежуток времени. Считается, что объем внимания взрослого человека составляет в среднем примерно 4–6 объектов за 0,1 сек., максимум 9 объектов. У ребенка объем внимания в среднем равен не более чем 2–3 объектам. Речь идет о количестве не связанных между собой объектов (чисел, букв и т.п.).

Объем внимания становится значительно большим, если объекты, находящиеся в поле нашего внимания, связаны между собой смыслом. Поэтому объем внимания – меняющаяся величина. Объем внимания при чтении осмысленного текста оказывается существенно большим по сравнению с концентрацией внимания на отдельных не связанных между собой элементах.

Распределяемость – важное свойство. Оно тесно связано с объемом внимания, поскольку понятие объема предполагает ограничение поля внимания и перераспределение внимания между несколькими объектами. Может ли человек одновременно сосредоточиться на нескольких предметах? Многие ученые придерживаются мнения, что человек может заниматься только одним предметом, но переходить от одного к другому с высочайшей скоростью, это создает видимость того, что человек распределяет внимание между двумя и более предметами одновременно. Однако известно, что люди с высокой способностью к концентрации внимания и его распределению могут успешно выполнять несколько действий одновременно. Так, например, французский психолог Ф.Полан мог декламировать одно стихотворение и тут же писать другое, декламировать поэму и в то же время мысленно производить арифметические действия с числами.

Распределение – профессионально важное качество для людей многих профессий, например, для учителя, который должен уметь держать в поле своего внимания изменение психологического, физиологического состояния одного или нескольких учащихся, следить за слаженностью работы в группах и т.п.

Устойчивость – время, в течение которого сохраняется концентрация внимания. Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют, что внимание подвержено непроизвольным периодическим колебаниям, равным 2–3 сек., доходя до 12 сек. Так, например, часы, находящиеся вне поля зрения испытуемого на одном расстоянии, кажутся ему то удаляющимися, то приближающимися вследствие более или менее отчетливо слышимого их хода. Такое колебание восприятия связано с утомлением и адаптацией органов чувств к раздражителю. Устойчивость внимания позволяет более глубоко сосредоточиться на изучаемом объекте, открывая в нем все новые и новые стороны, характеристики, качества. Причем даже сильный посторонний раздражитель не может отвлечь сознание, поскольку устойчивость внимания делает его менее подверженным колебаниям и обеспечивает эффективность интеллектуальных операций. Для того чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, содержание его должно изменяться и обновляться. Однообразие притупляет внимание, а монотонность его гасит.

Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенностей материала, степени его трудности, известности, понятности, отношения к нему со стороны субъекта – степени его интереса к данному материалу и, наконец, индивидуальных особенностей личности.

Устойчивость внимания не исключает его переключаемости, т.е. способности быстрого перехода от одних установок к новым, возникающим соответственно изменившимся условиям. Способность к переключению обусловливает гибкость внимания, что является очень важным качеством. Оно позволяет сознательно и осмысленно перемещать внимание с одного объекта на другой.

Скорость переключения внимания у разных людей различна: одни легко и быстро переходят от одной работы к другой, у других «вхождение» в работу – трудная операция, требующая более длительного времени и значительных усилий. Скорость переключения внимания зависит от ряда условий, например, индивидуальных особенностей субъекта, в частности темперамента.

Различные свойства внимания – его концентрация, объем, переключаемость и устойчивость – в значительной мере независимы друг от друга. Высокая концентрация внимания может сочетаться со слабой переключаемостью.

Виды внимания

По возникновению и способу существования внимание делят на три основных вида: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание – наиболее простое, как бы возникающее само собой, без сознательных усилий личности, без предварительного намерения. Иногда этот вид внимания называют непреднамеренным, пассивным, вынужденным. Непроизвольное внимание возникает под влиянием внешних факторов двух видов: характера и качества раздражителя, его силы и интенсивности, его новизны и необычности в данной ситуации; и внутренних: общей направленности личности на те или иные факторы или явления, благодаря которым они и становятся привлекательными. В индивидуальном развитии внимание обнаруживается очень рано, фактически с первых дней появления человека на свет. В его основе лежит биологическая реакция – ориентировочный рефлекс, возникающий в ответ на любое изменение окружающей среды. В результате анализа информации, которая поступает извне, складывается модель ситуации. Внезапное изменение параметров ситуации (стимула) приводит к рассогласованию новой информации с уже имеющимися представлениями, что автоматически вызывает ориентировочный рефлекс и пробуждает непроизвольное внимание. Главная побудительная сила непроизвольного внимания – новизна. Чем больше выражена у человека познавательная потребность, тем больше оснований ожидать активизации непроизвольного внимания при изменениях окружающей действительности.

В отличие от непроизвольного, произвольное внимание управляется волевым усилием, сознательно поставленной целью. Оно выработалось в результате трудовой деятельности, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Причины произвольного внимания по своему происхождению главным образом социальные. Функция произвольного внимания на ранних этапах развития разделена между взрослыми и детьми. Взрослый выделяет объект, указывает на него ребенку и дает определение, ребенок отвечает на сигнал, прослеживая жест, беря предмет или повторяя слово. Постепенно дети самостоятельно ставят цели.

По мере овладения речью поведение подчиняется собственным речевым инструкциям. Внешние условия влияют на организацию произвольного внимания, трудно заставить себя работать в непривычных условиях, где очень много новых раздражителей. Поэтому лучше работается тогда, когда есть четкий режим работы, когда рабочее место подготовлено и сильные посторонние раздражители устранены. Иногда дополнительные раздражители могут способствовать концентрации внимания. Когда в ЦНС существует доминирующее возбуждение, посторонние слабые раздражители создают дополнительные, не очень сильные очаги возбуждения, которые притягиваются к главному и укрепляют доминанту. Именно поэтому тихая музыка, незначительный рабочий шум помогают сосредоточиться. Произвольное внимание существует только в деятельности, направляется и корректируется ее целями и задачами, регулирует темп исполнения. Педагог, готовясь к объяснению новой темы, заранее предвидит, какие именно фрагменты материала могут оказаться наиболее трудными для восприятия. И в ходе объяснения учитель, приближаясь к этим участкам, активизирует внимание в поисках ответной реакции класса.

Таким образом, произвольное внимание выполняет свое основное назначение – управлять психической сферой человека при решении разнообразных практических и теоретических задач. Учителя хорошо знают, как трудно иногда привести в рабочее состояние класс после перемены. Перевозбужденные дети не в состоянии сразу сосредоточиться на работе. Да и по ходу урока далеко не все учащиеся одинаково могут активизировать свое внимание в тот момент, когда к этому призывает учитель. А ведь своевременная активизация внимания – главное условие продуктивной классной работы, и здесь немалое значение имеет интерес. Он представляет собой психологическую потребность личности в определенных объектах и видах деятельности как источнике положительных эмоциональных переживаний.

Увлеченность приводит к перерастанию произвольного внимания в особый вид внимания – послепроизвольное. Его отличительная особенность – связь внимания с сознательной целеустремленностью. Эта связь поддерживается сознательными интересами. С другой стороны, при этом исчезает сознательное волевое усилие, необходимое для сохранения внимания; из сферы сознания исчезает все, что прямо не связано с содержанием работы. И воля отходит на второй план; ее функции принимает на себя интерес к делу. Однако послепроизвольное внимание не может возникнуть сразу. Для его включения одного желания оказывается недостаточно. Оно возникает только как реакция на увлеченность делом и тем раньше, чем больше увлеченность. Никакие призывы и инструкции не приведут к активизации внимания, если учащиеся не испытывают настоящего интереса к работе.

Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

 Рекомендации для развития внимания

  1. Произвольное внимание можно и нужно тренировать, используя и волевые усилия.
  2. Постарайтесь найти интерес к каждому предмету (учебной теме). Именно интерес помогает сохранить устойчивость внимания.
  3. Старайтесь работать в привычной обстановке: постоянное и хорошо организованное рабочее место существенно влияет на устойчивость внимания.
  4. Если возможно, исключите из окружения сильные раздражители. Вероятно, вы сможете от них отключиться, но стоит ли тратить на это время?
  5. Выясните, какие слабые раздражители (тихая музыка, например) помогают вам поддержать внимание и работоспособность.
  6. Внимание зависит от правильной организации деятельности: 50 минут работы, 5–10 минут перерыва, после 3 часов работы 20–25 минут перерыва. Лучше, если отдых будет активным.
  7. Если работа однообразная, монотонная, постарайтесь ее разнообразить и(или) ввести игровые моменты, элементы соревнования. Это позволит сохранить концентрацию внимания без лишних волевых усилий.
  8. Учитывайте индивидуальные характеристики своего внимания (особенности распределения, переключения и т.д.) в организации любой деятельности. Знание потенциальных «слабых мест» и дополнительный контроль позволяют избегать ошибок, что важно в деятельности педагога.

Статья из журнала "Здоровье детей"

Комментарии: