Регистрация
 
Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего самих себя
Александр Николаевич Острогорский
копилка
Родители
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайтаhttps://www.marina-muchina.ru/
Показать код баннера

чат доступен
только пользователям

На форумах нет сообщений
Сейчас на сайте: 1
Интернет-сообщество педагогов Я - Учитель!
Учительский портал
Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
5
Главное изображение

Книга учит и ... лечит

Все мы читаем книги – кто больше, кто меньше. Какие-то из них западают в душу, случается – переворачивают жизнь, какие-то оставляют равнодушными или даже вызывают отвращение. В целом прочитанные книги оказывают на нас существенное влияние. Подлинно художественное произведение возвышает и гармонизирует душу человека. При этом никто специально о библиотерапии и не помышляет. А между тем и само слово, и понятие существуют...

Что понимают под библиотерапией современные практики и исследователи? Вероятно, работу с книгой в лечебных целях. Где? В больнице? В библиотеке? Если последнее верно, то, следовательно, библиотекарь лечит? Или все-таки лечит врач? Правомерно ли, спрашивают многие, использование термина «библиотерапия» применительно к библиотечному делу?
Эта статья посвящена одной из развивающихся научных отраслей – библиотерапии детского чтения.
Мы рассматриваем только один аспект: оздоровительное воздействие художественной литературы на детей – и будем опираться на данные анкетирования, проведенного среди учащихся, читателей школьной библиотеки.
Сложное слово «библиотерапия» (библио плюс терапия) отражает сложность понятия, стоящего за ним. Оно означает слияние по меньшей мере трех областей знания. Одна принадлежит наукам, изучающим инструмент библиотерапии – книгу (книговедение, литературоведение, библиография); другая – наукам о душе человека, на которую библиотерапия направлена (психиатрия, психотерапия, реабилитология); третья – наукам о чтении, связывающим обе вместе и обеспечивающим действенность библиотерапии (психология чтения, педагогика чтения).
Библиотерапия, так называют лечебный эффект чтения литературы, – это прикладная отрасль знания, которая возникла на стыке библиотековедения, книговедения, медицинской терапии, невропатологии, психологии, психиатрии и педагогики.
О терапии слова как устного, так и печатного известно давно. Отечественные ученые В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, К.М. Платонов доказали, какое огромное воздействие оказывает на человека слово, причем не только произнесенное, но и прочитанное. Н.А. Рубакин, известный книговед и библиограф, разработал собственную теорию библиопсихологии, в частности, подход к исследованию художественного восприятия. Ученые последнего времени подтвердили применимость библиопсихологического анализа в современных исследованиях.
Мы рассмотрим немедицинскую форму терапии: лечение духа и тела средствами художественной литературы.
Психологи считают, что любая хорошая книга несет в себе терапевтиче­ский заряд. Книга способна выводить читателя за пределы привычной для него эмпирической реальности в мир духовных сущностей и ориентиров.
В библиотерапии применительно к детям специалисты выделяют одно из направлений – «мотивационное», нацеленное на мобилизацию духовных сил ребенка, на успокаивающий и отвлекающий эффект.
Библиотерапия в данном случае – не столько лечение, сколько профилактика психологических и нравственных «болезней», предупреждение деструктивного поведения, формирование терпимости, милосердия и душевной теплоты. Читая художественное произведение, читатель проигрывает определенные жизненные сценарии, модели поведения и взаимоотношений людей, погружается в их внутренний мир, примеряет его на себя.
На материале художественных произведений ребенок учится жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире нравственных ценностей.
Эффект оздоровительного воздействия литературных героев объясняется тем, что они несут в себе мощный ценностный потенциал.
Среди героев, которым дети сопереживают, были названы: Электроник, Гаврош, Том Сойер, Гай, Иван Иванович («Белый Бим Черное Ухо»), мушкетеры, Человек-паук. Но более всего – Гарри Поттер и Таня Гроттер.
Среди конкретных изданий: Д.Емец. «Город динозавров», все книги Д.Ролинг о Гарри Поттере и Д.Емец о Тане Гроттер; Ж.Верн. «Пятнадцатилетний капитан», В.Скотт. «Айвенго», Н.Носов. «Затейники» и «Фантазеры», В.Губарев. «Королевство кривых зеркал», М.Твен. «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна», А.Экзюпери. «Маленький принц», В.Драгунский. «Денискины рассказы», Л.Лагин. «Старик Хоттабыч», Ю.Олеша. «Три толстяка» и другие. Отрадно, что дети читают в основном признанную литературу.
Среди тех книг, которые хочется перечитать, дети назвали дополнительно: С.Михалков. «Сон с продолжением», К.Лагунов. «Ромка, Фомка и Артос», Б.Полевой. «Повесть о настоящем человеке», Р.Стивенсон. «Остров сокровищ», А.Линдгрен. «Пеппи – Длинный Чулок», А.Волков. «Волшебник Изумрудного города».

Если книга вызовет в ребенке душевный отклик и сопереживание судьбе героев, то мы можем говорить о благотворном воздействии хорошей книги на его эмоциональный мир. Результаты нашего анкетирования подтверждают: сопереживают героям книг 89% читателей. Дети сопереживают персонажу – следовательно, они эмоционально восприимчивы. По утверждению В.Г. Белинского, в восприятии художественной литературы первая стадия – «стадия восторга», вторая, более высокая, – стадия истинного наслаждения, третья стадия – влияние художественного произведения на личность читателя.
Как происходит библиотерапевтический эффект в сознании ребенка, убедительно показал А.Чехов в рассказе «Дома». Герой рассказа, семилетний мальчик, пробует курить. Узнав об этом, отец стал умно и логично говорить ему о вреде курения. Но тщетно, слова отца не трогали сына. Тогда отец сочинил сказку о том, как прекрасный принц, единственный сын короля, погиб оттого, что много курил. Король не смог этого вынести и тоже умер. Все королевство погибло… Сопереживая трагедии, наглядно представляя ее ужасные картины, мальчик решает: «Не буду больше курить».
Чтение формирует взгляды на жизнь, закладывает многие нравственные качества. Привычку к чтению художественной книги можно отнести к здоровьесберегающей технологии, ведь физическое здоровье сопряжено с нашим душевным состоянием. Физическое здоровье подрастающего поколения обеспечивается прежде всего здоровьем духовным. Хорошая книга способна лечить душу, и это подтверждают ответы на наши тесты: «да», – ответили 97% детей. Проанализировав отчеты библиотеки, мы обнаружили, что из общего количества выданной литературы в 2003/04 учебном году (6274 экземпляра) художественной литературы выдано 3018; в 2004/05 учебном году из 6408 выдано 3264 экземпляра художественной литературы. Статистические данные позволяют утверждать, что половину выданной литературы составляют художественные произведения. Это означает, что интерес к чтению такого вида литературы сохраняется.
Оказывается, что, улучшая духовное состояние и тем самым заряжая человека положительной энергией, чтение книг незаметно, исподволь, но благотворно и мощно воздействует на нас и наше здоровье. Чтение хорошей книги приносит читателю дополнительное удовольствие. Так, с удовольствием читают художественную литературу 88% опрошенных детей.
Книга может поднять настроение – так ответили 68% респондентов; успокоить – 66%; помочь выйти из сложной ситуации – 50%.
Среди мотивов чтения лидирует стремление к активизации эмоциональной сферы, дающее возможность сопереживания. Такое чтение принято называть компенсаторным. Его цель – развлечение, отключение от неприятных жизненных ситуаций. Эта тенденция очевидна у детей при выборе книг. Компенсаторные механизмы воз­действия художественной литературы: чтение способствует освобождению читателя от душевного напряжения, разрядке нервной энергии.
Наличие у чтения компенсаторного значения подтверждается существованием такого метода библиотечной работы, как библиотерапия, которая изучает терапевтический эффект художественной литературы.
И здесь роль чтения художественной литературы переоценить невозможно.
Оздоравливающий эффект при чтении произведений различных жанров достигается в том случае, если выбор книги происходит с учетом интересов ребенка.
Согласно анкете, читая художественную литературу, дети отдают предпочтение таким жанрам, как: приключения и детективы – 80%, фантастика – 61%; юмор интересен 58%, читают сказки и поэзию по 11% соответственно.
Те или иные образы и пробужденные под их влиянием чувства, мечты, желания, мысли восполняют недостаток собственных представлений, заменяют сиюминутную тревогу или направляют чувства и мысль по новому руслу, к новым целям.
Детективы и приключенческая литература занимают особое место в библиотерапии благодаря целому ряду своих особенностей, таких, как популярность, легкость слога, сюжетная увлекательность, обобщенность многих обыденных явлений. Читая детектив, подросток мысленно рискует, пытается мыслить аналитически, тренирует находчивость.
Фантастика. Страна фантастики – придуманная страна мечты. Она выводит читателя из реального быта и включает в фантастическую си­туацию, переживая которую, читатель тем не менее испытывает особое чувство защищенности.
Юмористическая и сатирическая литература.Смех обладает наибольшим оздоровляющим влиянием на личность ребенка. Его лечебные свойства общеизвестны. Смех улучшает кровообращение, снимает боль. Способность смеяться – это сугубо человеческое качество. Жизнь без смеха полна драматизма. Смех не только несет в себе высмеивающую функцию, но и отмечает свободу человеческого духа. Без смеха, как говорят сами дети, «человек станет злой, скучный и неинтересный». Юмор стимулирует положительные эмоции.
Достоевский считал смех самой верной пробой души: «Иной характер долго не раскусишь, а рассмеется человек как-нибудь искренне, и весь характер его вдруг окажется как на ладони».
Вот почему «радостное чтение» стало все чаще входить в систему библиотечной работы с детьми как средство против уныния и скуки, пробуждения в ребенке жизненных сил. Не случайно именно веселые книги пользуются неизменным спросом у детей. По данным анкеты, 77% детей читают именно такие книги. В анкете названы такие издания, как «Приключения Незнайки и его друзей», «Затейники», «Фантазеры», «Денискины рассказы», «Старик Хоттабыч», «Сон с продолжением», «Ромка, Фомка и Артос», и другие.
Значение сказки для поддержания душевного мира детей велико. Она становится неким духовным оберегом детства.
Огромные возможности для душевного здоровья детей имеет поэзия. Аллегоричность, художественная емкость слова, рифма, ритм и другие свойства поэтических произведений способны эмоционально заряжать, завораживать, одухотворять и возвышать. Как говорил Гоголь: «Благоухающими устами поэзии навевается на души то, чего не внесешь в них никакими законами и никакой властью!». А Пушкин говорил: «Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня. И я воскрес душой».
Библиотерапия ищет и находит ключ к душе читателя. Начавшись когда-то ручейком в больницах, церквях, тюрьмах, библиотерапия к нашему времени превратилась в оздоровительную реку, в которую может окунуться каждый, кто не утратил интереса к чтению и кто хотел бы остаться Человеком, в каком бы бесчеловечном мире он ни жил.
Экономические и социальные особенности развития современного общества таковы, что стрессы переживает практически каждый человек.
Социальная неуверенность в завтрашнем дне, развитие тревожности у многих людей влекут за собой депрессию, тоску, страх. У ребенка может сложиться конфликтная ситуация в школе; еже­дневная подготовка к выступлению в классе у доски, подготовка к экзаменам могут также вызывать негатив в состоянии здоровья: возрастает артериальное давление, повышается выше нормы сердечный ритм, поднимается из глубины души раздражительность, дети нервничают, постоянно озабочены.
В связи с этим ключевой вопрос анкеты и устного опроса, определяющий степень достижения поставленной цели, звучал так: «Считаешь ли ты, что хорошая книга может лечить?». Напомним, что утвердительно ответили 97%. К тому же дети постарались определить, что лечит книга:
депрессию – 44%;
душу – 18%;
нервы – 11%;
другое (настроение, неуверенность, обиду и т.д.) – 5%.
Таким образом, чтение хорошей книги приводит читателя в состояние покоя, умиротворения, приносит необходимое дополнительное удовольствие, придает чувство уверенности. Книга развивает, лечит, поддерживает, изменяет читателя, гармонизирует его внутренний мир.
Исследование позволило сделать выводы, что чтение художественной литературы в целом способствует нормализации душевной (психической) жизни детей.
Подводя итог, мы можем твердо сказать: библиотерапия применима в работе библиотек. Библиотерапия – это благотворное воздействие книги на читающую личность.
В библиотеке свершается неспешный «режим общения» с юным читателем, высвечивается неоценимая роль школьного библиотекаря. Библиотека может быть центром духовного становления и духовного оздоровления личности. В библиотеке по-другому идет время, здесь иной тон общения. Ребенку здесь более комфортно, потому что в библиотеке не требуют (как везде в школе), а предлагают и помогают. Не зря стала крылатой поэтическая строка Беллы Ахмадулиной «Даруй мне тишь твоих библиотек…».
Библиотекарь – это посредник между автором и читателем, «лоцман книжных морей». Посредник очень важный и незаменимый. Вместе с другими руководителями детского чтения (педагогами, родителями) он способствует формированию потребности в чтении, приобщает молодое поколение к книжной культуре – а значит, запускает процесс самолечения книгой.

Статья из журнала "Здоровье детей"

Документы(всего: 3)
Документы(всего: 3)

Комментарии: